Во вторник после Светлой седмицы, в день Радоницы, Церковь совершает поминовение усопших. Это первое заупокойное богослужение после дней Святой Пасхи. Традиция поминать в этот день усопших берет свое начало с конца IV века.
На Радоницу мы приходим на богослужение в храм, а затем посещаем могилы близких на кладбище, чтобы принести им радостную весть Воскресения Христова, молитвенно отдать долг любви христианской, не прекращающейся с переходом в вечность.
Переступив порог смерти, человек зачастую нуждается в молитвах более чем во время земной жизни, не имея возможности уже что-либо исправить самому. Легкомысленно относясь к званию христианина, отступая от заповедей Божиих не только по немощи человеческой, но и осознанно, по пристрастию к греху, люди уходят в вечность в различном состоянии души.
Хорошо, когда человек сподобляется мирной христианской кончины, пособоровавшись, исповедавшись, причастившись Святых Христовых Таин. Но чаще бывает по-иному и смерть застает человека внезапно. Несчастный случай, недуг, мгновенно прекращающий жизнь, – от этого не застрахован никто.
Страшно, если за годы, опущенные Богом для покаяния, человек так и не смог прийти к нему, провождая бесцельно драгоценное время в духовном расслаблении, развлечениях, погоне за благами мира, грехах и пороках. И только переступив порог смерти, он понимает, как сильно он ошибался, не учитывая в своих планах на жизнь посмертное воздаяние.
Некоторые могут спросить: «Но если Господь милосерден, то почему Он так строго судит людей, почему допускает существование ада?» На самом деле существование ада допускаем мы, а не Бог. Именно мы отворачиваемся от Слова Божия. Не вверяя Ему свою жизнь, не желая служить Истине, мы лишаем себя пасхальной радости – радости Воскресения, радости жизни во Христе. А где нет жизни, там царит смерть.
Мы знаем, что есть насекомые, которые предпочитают сырые и темные места, потому что не могут переносить солнечного света. Мы часто их видим, когда начинаем наводить порядок на приусадебном участке. Поднимая камни и старые доски, мы находим там целые скопления дождевых червей, мокриц, которые сразу уползают, как только их начинают пригревать солнечные лучи.
Так и душа человека, уклонившись свободной волей от Солнца правды Христа, тут же наполняется мерзкими страстями и пороками, подобными этим насекомым. Когда человек умирает, ему открывается духовный мир, который будучи на земле, мы можем увидеть лишь очами веры. Но если мы упорно закрываем их на видение Бога, на видение нечистоты своей души в свете Евангелия, то после смерти, в лучах Его славы открывается вся неприглядность души, порабощенной страстями. Тогда несоответствие Божественному замыслу о человеке приводит к неминуемому страданию и мукам совести, которых можно было избежать, воспользовавшись дарованным временем земной жизни для покаяния.
Но зачастую человек вместо покаяния приносит Богу ропот, малодушно прячась в помыслах самооправдания. Этот грех изгнал наших прародителей из рая. Преступив Заповедь, Адам и Ева не пошли к Богу, чтобы открыть свое преступление и испросить Его милости и прощения, но стали оправдывать себя.
Прародительский грех прочно укоренился в человеческой природе. Даже маленькие дети, что-то натворив, стараются спрятаться от родителей, понимая, что такое поведение должно повлечь за собой наказание. Повзрослев, человек не привыкший отказывать себе, сдерживать свои порывы, оправдывающий себя, легко совершает преступление. И вновь пытается скрыться. Теперь уже от правосудия.
Но есть суд, от которого не скроешься. Это суд Божий. И есть милостивый Судия, Который отпустит покаявшегося не только без наказания, но еще укрепив его Своей благодатью за мужественный шаг на пути самоотречения. Этот милостивый Судия – наш Бог. Но есть дверь, которая заграждает возможность покаяния. Эта дверь – смерть.
Жизнь каждого человека рано или поздно подходит к концу. И если он оказался неготовым предстать пред Богом, то в вечности он очень сильно нуждается в молитвах Церкви, в молитвах своих ближних, в которых мы умоляем Господа восполнить Своей Благодатью недостаток их покаяния, которые они не смогли принести при жизни.
Вопль любящего сердца преклоняет на милость Бога, не желающего смерти грешника (ср. Иез 33:11), пролившего Свою Кровь на Голгофском Кресте за каждого человека. Потому мы поминаем усопших на панихидах, вынимаем за них частицу просфоры на Литургии. На дискосе с Агнцем – просфорой, которая в Таинстве Евхаристии претворяется в тело Христово, – полагаются рядом частички, вынутые за живых и усопших, символизируя единство Церкви – Тела Христова, основой взаимосвязи членов которой служит святая любовь – любовь Бога к человеку и любовь человека к Богу, а через нее – и к каждому из людей.
Будем же, дорогие братья и сестры, не забывать своих близких, знакомых, которые нуждаются в нашей молитве об упокоении. Постараемся не забывать и о спасении собственной души, возгревать в себе память.