Протодиакон Георгий Пшенко, кандидат богословия

 (доклад на секции 1. «Митрополит Иосиф (Семашко) и его время»

25 октября 2018 г.)

В 2018 г. исполняется 150 лет со дня кончины митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко), по инициативе которого полтора миллиона белорусских и украинских униатов возвратились в лоно Единой Святой Соборной Апостольской Православной Церкви. Значение подвига митрополита Иосифа сложно переоценить.

Между тем отношение к личности владыки Иосифа неоднозначно. В наше время сторонники возрождения униатства в Беларуси обвиняют митрополита Иосифа во многих ошибках и прегрешениях. В частности, одним из таких обвинений, прозвучавших в статье современного писателя, историка и журналиста Сергея Абламейко «Кананізацыя Сямашкі. Скон народу…», является то, что отец митрополита Иосифа протоиерей Иосиф Тимофеевич Семашко (1777–1856), настоятель православного храма Преображения Господня в с. Дикушки Лидского уезда, «скасаваньня уніі не прыняў» и до конца дней своих оставался униатом, а митрополит Иосиф «быў пракляты за адступніцтва сваёй сям’ёй». [1]

Свои утверждения С. Абламейко частично основывает на очерке протоиерея Александра Мацкевича, опубликованном, как он указывает, «ў «Литовских епархиальных ведомостях» у 1884 годзе». Название очерка и номер журнала им не указываются. Тем не менее, нам удалось найти эту публикацию в № 26-27 «Литовских епархиальных ведомостей» за 1884 г., которая называется «О митрополите Иосифе Семашке».

Ссылаясь на статью протоиерея А. Мацкевича С. Абламейко говорит, что отец митрополита Иосифа протоиерей Иосиф Семашко упразднения унии не принял, а через год после воссоединения униатов, в 1840 г., сделал у себя на кухне униатскую молельню. В этой молельне в январе 1840 г. было совершено по униатскому обряду Таинство венчания сестры митрополита Иосифа Елены Семашко с Виктором Гомолицким, впоследствии протоиереем виленского кафедрального собора. Таинство венчания совершил униатский священник Феодор Кудрицкий. [1]

В качестве подтверждения приводятся такие цитаты из труда протоиерея А. Мацкевича: «Приняв Православие, Преосвященный Иосиф в конце тридцатых и начале сороковых годов писал не раз отцу своему в Илинцы (м. Илинцы Липовецкого уезда Киевской губернии, где проживали родители владыки Иосифа – П.Г.), убеждая и с сыновней покорностью упрашивая последовать его примеру… Но никакие убеждения почтительного и нежного сына не действовали на престарелых родителей. Наконец в 1846 году Высокопреосвященный Иосиф прибыл лично в Илинцы к своим родителям, имея отращенные на голове волосы и бороду, но и это не повлияло на отца относительно перемены веры <…> Отец архимандрит Модест в… некрологе митрополита Иосифа (архимандрит Модест (Стрельбицкий) опубликовал в «Иркутских епархиальных ведомостях» некролог митрополита Иосифа – П.Г.) говорит между прочим, что родитель его вполне сочувствовал мыслям его о воcсоединении униатов и, когда последовал акт воссоединения, охотно принял Православие. Зная его лично, и притом близко, могу утверждать лишь противное…» [1].

Далее С. Абламейко от себя добавляет, не делая ссылок на источники, что отца своего митрополит Иосиф силой в 1847 г. перевез под Вильно и сделал священником православного храма в Дикушках, но «бацька і там служыў па-уніяцку, на што ўсе вакол былі вымушаны заплюшчыць вочы… Так, «неўзьяднаным», стары айцец Іосіф Сямяшка і памёр» [1].

Насколько правдоподобны такие утверждения? Изучив материалы, связанные с жизнью митрополита Иосифа (Семашко) и его семьи (в первую очередь Записки Иосифа, митрополита Литовского, изданные Императорской академией наук по завещанию автора в 1883 г. и фундаментальное исследование церковного историка Григория Яковлевича Киприановича (1846–1915) «Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского») можно утверждать лишь обратное.

Итак, протоиерей Иосиф Тимофеевич Семашко устроил у себя на кухне униатскую молельню, где в январе 1840 г. по униатскому обряду были повенчаны Виктор Иоаннович Гомолицкий (1815–1889) с Еленой Осиповной Семашко (1820–1880) [4, с. 131; 7, с. 345]. Действительно, этот факт имел место. Но, по справедливому замечанию церковного историка Г.Я. Киприановича, воссоединение униатов с Православием хотя и совершилось в 1839 г., но далеко еще было от завершения [5, с. IV]. Необходимо учесть, а об этом умалчивает С. Абламейко, что протоиерей Иосиф где-то в начале 1840 г. дал сыну своему, епископу Иосифу, по его требованию, подписку на присоединение к Православной Церкви. Эта подписка владыкой Иосифом 31 марта 1840 г. была препровождена обер-прокурору Святейшего Синода графу Николаю Александровичу Протасову [5, с. 553; 3, с. 511]. Таким образом, в январе 1840 г. протоиерей Иосиф еще был униатом и, естественно, церковные обряды совершал по-униатски.

Более того, в оригинале статьи протоиерея А. Мацкевича «О митрополите Иосифе Семашке», в том месте, где говорится о венчании Гомолицких в январе 1840 г., сделана сноска, в которой редакция «Литовских епархиальных ведомостей» делает поправку и указывает, что венчание было совершено в начале 1839 г. [6, с. 225]. Об этой сноске С. Абламейко почему-то не упоминает. Подтверждением тому, что венчание было совершено в начале 1839 г., служит послужной список протоиерея Виктора Гомолицкого, где говорится, что В. Гомолицкий был уволен от учебной службы 3 января 1839 г., женился и 30 апреля 1839 г. был рукоположен во священника [7, с. 345]. В 1841 г. он уже был награжден бронзовой медалью в память воссоединения униатов с Православной Церковью [3, с. 577].

Необходимо также указать причину, по которой протоиерей Иосиф Семашко устроил у себя на кухне униатскую молельню, о чем умалчивает С. Абламейко. Протоиерей Иосиф был рукоположен в униатские священники в 1811 г. по обычаю того времени «на ваканс», в надежде приискания в будущем прихода. Пока свободного прихода не было о. Иосиф служил в костеле м. Илинцы на одном из боковых алтарей, который он устроил за собственные средства [5, с. 2; 6, с. 225]. Но в 1828 г. на протоиерея Иосифа начались гонения со стороны латинян из-за преобразовательных мер в униатской церкви, которые предпринял его сын. Письма сына к отцу перехватывались и перечитывались с враждебными комментариями. Ксендзы публично оскорбляли о. Иосифа, называли его схизматиком и впоследствии изгнали из илинецкого костела [5, с. 71, 553; 6, с. 225]. Таким образом, не столько по любви к унии, как это может показаться на первый взгляд, а сколько от безвыходности положения была устроена протоиереем Иосифом молельня у себя на кухне.

Теперь следует сказать несколько слов относительно других утверждений протоиерея А. Мацкевича в его очерке «О митрополите Иосифе Семашке». Автор говорит, что владыка Иосиф много раз убеждал своих родителей принять Православие, но никакие убеждения на них не действовали. В 1846 г. Преосвященный Иосиф якобы сам ездил в Илинцы к своим родителям, имея отращенные волосы и бороду, но и это не повлияло на отца относительно перемены веры.

Действительно воссоединение униатов с Православной Церковью в 1839 г. было неожиданностью для протоиерея Иосифа Семашко. По словам владыки Иосифа, его отец предварительно ничего не знал о руководящей роли своего сына в деле воссоединения, которому он, протоиерей Иосиф, на первых порах не сочувствовал. После акта воссоединения униатов с Православием в 1839 г. Преосвященный Иосиф писал в Илинцы письма своему отцу, в которых убеждал его и с сыновней покорностью упрашивал принять Православие. И убеждения сына возымели свое действие – протоиерей Иосиф согласился воссоединиться с Православной Церковью [5, с. 553-554]. Следствием этого стала, как мы уже упоминали, данная отцом в 1840 г. подписка на присоединение к Православной Церкви. Владыка Иосиф впоследствии вспоминал, что отец, согласившись принять Православие, произнес: «Видно не даром родился он (митрополит Иосиф – П.Г.) в тот же день, что Иисус Христос (владыка Иосиф родился на Рождество Христово 1798 г. – П.Г.)должна быть правда на его стороне» [2, с. 1; 5, с. 554].

После воссоединения униатов в 1839 г. протоиерей Иосиф, проживая в Илинцах, немало терпел от латинян и был в беззащитном положении [5, с. 554]. Это обстоятельство побудило владыку Иосифа перевести своего отца на другое место служения. В «Записках Иосифа, митрополита Литовского», опубликованных годом ранее статьи протоиерея А. Мацкевича, приводится документ от 19 июля 1841 г., в котором Литовской духовной консистории предписывается определить настоятелем церкви с. Дикушки Лидского уезда протоиерея Иосифа Семашко вместо престарелого протоиерея Иоанна Каневского [3, с. 593]. Также в «Записках» приводится другой документ, где указывается, что протоиерей Иосиф в 1841 г. был награжден бронзовой медалью в память воссоединения униатов с Православной Церковью [3, с. 577].

Все это показывает, что данные, приводимые протоиереем А. Мацкевичем, не проверенные и не точные.

Протоиерей А. Мацкевич также утверждает: «Зная его (протоиерея Иосифа – П.Г.) лично, и притом близко, могу утверждать лишь противное (т.е. нежелание переходить в Православие – П.Г.); лишь переехав в Литву, где дано было ему священническое место в с. Дикушках, он стал православным, но и то более по имени…» [6, с. 225]. Что-то похожее, но с приукрасом, пишет в своей статье и С. Абламейко. Рассуждая по поводу заявления протоиерея А. Мацкевича историк Г.Я. Киприанович в свое время писал: «… в записке протоиерея А. Мацкевича, как писанной спустя почти 30 лет после переезда протоиерея И. Семашки в Литовскую епархию, встречаются сведения не совсем точные и не согласные со свидетельствами других современников Иосифа. Более всего грешит против истины сомнение протоиерея А. Мацкевича в искренности Православия протоиерея И. Семашки <…> Сомнение протоиерея Мацкевича… интересно и в психологическом отношении. Это сомнение доказывает, что не только предубежденные католики и ревностные униаты… не способны оценить по достоинству совершенное Иосифом дело воссоединения, но даже люди, близко знавшие и глубоко уважавшие святителя, иногда с недоумением и с недоверием относились к непонятому для них, столь быстрому пересозданию Иосифом даже престарелых униатов в искренно-православных членов Церкви» [5, с. 547-549].

Действительно, если более детально проследить жизнь протоиерея Иосифа, то мы увидим немало моментов, сближающих его с Православием. По своему образу жизни Иосиф Тимофеевич Семашко был более близок не к польской окатоличенной шляхте, а к простому народу, бывшему хранителем веры православной. Иосиф Тимофеевич не чуждался тяжелого крестьянского труда. Еще до рукоположения в священный сан он, как трудолюбивый хозяин, сам исполнял полевые работы, косил, пахал, занимался извозом, покупкой и продажей волов. Все хозяйственные работы разделяли с отцом и его сыновья, из которых старший Иосиф был правой рукой отца. Когда крестьяне спрашивали отца, зачем он поручает «паничам» такие тяжелые работы, Иосиф Тимофеевич отвечал, что пусть прежде поучатся работать, а «пановать» будут после [5, с. 2].

По своему образованию и общественному положению семейство Иосифа Тимофеевича Семашко принадлежало скорее к польской, чем к простой украинской среде, но языком в семье был язык украинский, а не польский. Жена Иосифа Тимофеевича, Фекла Семеновна, была даже незнакома с польским языком [5, с. 6].

Иосиф Тимофеевич не чуждался Православной Церкви. Так первоначальное образование будущий митрополит Иосиф получил дома под руководством православного дьячка Трофима Бочковского. До 12-ти летнего возраста в воскресные и праздничные дни отец посылал сына в местный православный храм в сопровождении прислуги и заставлял читать и петь на клиросе вместе со своим учителем Бочковским. По возвращении домой Иосиф должен был рассказать отцу содержание прочитанного в церкви Апостола и Евангелия [5, с. 3; 6, с. 224].

Иосиф Тимофеевич нередко и сам ходил в местный православный храм, особенно когда в нем не было народа, и вместе с дьячком читал и пел на клиросе вечернюю службу [5, с. 6].

Впоследствии, перейдя из унии в Православие и став настоятелем храма в Дикушках, протоиерей Иосиф явил себя усердным служителем Церкви Православной. Он пожертвовал значительные средства на восстановление и благоукрашение Дикушской церкви после пожара: приобрел листовое железо и покрыл им крышу храма, построил каменную ограду вокруг церкви и колокольню. В 1844 г. за свой счет о. Иосиф устроил в храме двухъярусный иконостас, для которого заказал 14 икон из Москвы, а также пожертвовал в храм 5 больших икон [5, с. 555]. За 15 лет служения в Дикушках он дважды обновил приходской храм [2, с. 236-237].

Современники отзывались об о. Иосифе как о примерном пастыре и добром семьянине. Епископ Ковенский Евсевий (Ильинский, 1809–1879, впоследствии Экзарх Грузии) в 1849 г. оставил такой отзыв о настоятеле Дикушской церкви: «Протоиерей Семашко более прочих (священников) отличается способностью, исправностью и усердием к богослужению, а также в проповедовании в церкви и в доме, в приобретении особого уважения и доверия прихожан, в ощутительном влиянии на улучшение их нравственной и религиозной жизни, в вразумлении заблуждающих и обращении их в недра Церкви, а также он отличается особенно благотворительностью и пожертвованиями для своей приходской церкви» [5, с. 555].

Лидский благочинный протоиерей Сампсон Бренн сообщал епархиальному начальству, что «находящийся в его благочинии протоиерей Иосиф Семашко с самого поступления своего на дикушский приход вполне одобрительным своим поведением, усердием, полезным и бескорыстным отправлением должности, назиданием своей паствы, словом и житием и иерейскими добродетелями расположил и присоединил к Православной Церкви из латинян 156 душ обоего пола». [5, с. 556]. Кроме этого о. Иосиф возвратил в Православие немалое число униатов, совращенных происками ксендзов в латинство [5, с. 559].

В передаточной описи прихода того времени было отмечено, что при вступлении протоиерея Иосифа на дикушский приход в 1841 г. прихожан обоего пола было 882 человека, а спустя 10 лет всех прихожан числилось свыше 1500 душ обоего пола [5, с. 559].

Мирной была и кончина о. Иосифа. Как засвидетельствовал митрополит Иосиф: «Достойно жил, достойно и скончался». Протоиерей Иосиф предвидел время кончины: заблаговременно сделал для себя гроб и сам его примерял. Заблаговременно распорядился своим сбереженным состоянием. Накануне кончины причастился Святых Христовых Таин. С вечера обмылся, надел чистое белье, чтобы не делать, как говорил, хлопот для других, а утром умер мирно, почти незаметно. О. Иосиф сделал денежные вклады в виленские православные Свято-Духов монастырь и Свято-Никольский кафедральный собор на вечное поминовение себя и жены [2, с. 237].

Все эти факты говорят о православии протоиерея Иосифа Тимофеевича Семашко. Разве мог пастырь, переведший из католичества в лоно Православной Церкви 156 человек, оставаться последователем унии? Поэтому всякие утверждения о про униатской настроенности о. Иосифа являются ложными и надуманными.

Очерк протоиерея А. Мацкевича, опубликованный в «Литовских епархиальных ведомостях», свидетельствует о непредвзятости подхода к освещению событий воссоединения униатов с Православной Церковью в исторических публикациях XIX ст. Публикация С. Абламейко, как основанная на весьма сомнительных данных, и необъективно представляющая исторический материал, показывает, как в наше время преднамеренно искажается информация о жизни и деятельности архиерея-воссоединителя митрополита Иосифа (Семашко), коренным образом изменившего исторический путь белорусского народа.

 

Литература и источники:

 

  1. Абламейка, Сяргей. Кананізацыя Сямашкі. Скон народу… / Сяргей Абламейка // Радыё Свабода [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.svaboda.org/a/24568627.html – Дата доступа: 20.09.2018.
  2. Записки Иосифа, митрополита Литовского, изданные Императорской академией наук по завещанию автора: в 3 т. – Санкт-Петербург : типография Императорской академии наук, 1883. – Т. 1. – VIII+746 с.: илл.
  3. Записки Иосифа, митрополита Литовского, изданные Императорской академией наук по завещанию автора: в 3 т. – Санкт-Петербург : типография Императорской академии наук, 1883. – Т. 3. – IV+1402 стб.: илл.
  4. Иосиф, епископ. Виленский православный некрополь / епископ Иосиф. – Вильна : типография И. Блюмовича, 1892. – VI+224 с.: илл.
  5. Киприанович, Г.Я. Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского / Г.Я. Киприанович. – Вильна, 1897. – XXIV+614 с.: илл.
  6. Мацкевич, Александр, протоиерей. О митрополите Иосифе Семашке / протоиерей Александр Мацкевич // Литовские епархиальные ведомости. – 1884. – № 26-27 (неофициальный отдел). – С. 223–226.
  7. Послужной список кафедрального протоиерея Виктора Иоанновича Гомолицкого // Литовские епархиальные ведомости. – 1889. – № 40 (неофициальный отдел). – С. 345–347.